“Если я слышу утверждения, будто для современного
искусства проблема поисков эстетического совер-
шенства, красоты исчерпана, снята, в устах худож-
ника или критика это кажется мне большой ложью.
Народная мудрость гласит: «Красиво жить не запре-
тишь». Красиво жить предпочитают, как правило,
даже самые крутые авангардисты и актуальщики.
Для художника жить красиво – и не любить, не тво-
рить красоту, это, в принципе, означает какую-то
ущербность. Фактически среди нас такой род болез-
ни не редкость. Хотя сегодня, к примеру, все потре-
бительское проектирование среды нашей жизни, ди-
зайн буквально тонут в жажде гламура. Гламур – это
соблазн красоты, поиски наслаждения, а наслажде-
ние без красоты, наслаждение безобразным – это
случается, но мало кто скажет, что это естественно.
Если же мы не занимаемся философией красоты, пе-
рестаем искать ее в пластическом эксперименте, в
формах и образах станкового творчества (то есть эс-
тетически самоценного, духовно важного человеку,
а не прикладного к его бытовым потребностям), нам
остается лишь сдаться на милость салону, антиква-
риату или базарным хитам. Это и происходит на
практике. Наше рукотоворное визуальное окруже-
ние – город, памятники, мебель и прочее – поража-
ют пошлостью и безвкусием, приобретающими гоме-
рические масштабы. Другое дело, что эстетическое
качество – вещь чрезвычайно непросто достигае-
мая. Тут требуются подлинный талант, дар любви к
природе, человеку, жизни и творчеству, непрестан-
ный труд, культура ума и действия. Красота не вос-
производится по образцам, но надо знать образцы,
чтобы получить волю и навыки открытия своей кра-
соты. Художник каждый раз создает собственное во-
площение красоты как бы впервые, и проявления ее
могут быть бесконечно многобразны, как натуропо-
добны, изобразительны, так, разумеется, и нефигу-
ративны. Сегодня психология наших «творцов» ко
всему этому приспособлена мало. Вокруг масса лю-
дей, которым нравится называться художниками;
статус художника, как ни странно, нынче оказывает-
ся очень удобен. Но они понятия не имеют, что та-
кое труд творчества. В 99 случаях из 100 они до-
вольствуются любым дешевым эффектом, моментом
шока, а чаще – всего только плоским жестом. Хотя,
конечно, рядом есть некоторое количество настоя-
щих больших художников. Каждый из них создал и
утверждает собственное эстетическое кредо. Только
мы почти разучились это ценить. Но ведь ни жизнь,
ни искусство на нас не кончаются…”